Что стоит за понятием "функциональная грамотность":
Составляющие функциональной грамотности. Модель PISA
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Нормативные документы
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ №590, Министерства просвещения РФ №219 от 06.05.2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Приказ Комитета по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края №174 от 27.10.2021 "О формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Завьяловского района в 2021/2022 учебном году"
- Приказ МБОУ "Завьяловская СОШ №1" №95/1 от 29.10.2021 "О формировании и оценке функциональной грамотности обущающихся ОО в 2021-2022 учебном году"
- Приложение 1. Состав школьного Координационного совета
- Приложение 2. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год.
Полезные ресурсы
- Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы. Презентация "Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования"
- Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности. Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
- Примеры открытых заданий по математической грамотности. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности. Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности.Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке.
- Банк заданий. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- Банк заданий. Издательство «Просвещение»
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
- Открытые задания PISA. ФИОКО
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник