Четверг, 25.04.2024, 15:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Блог МБОУ Завьяловская СОШ №1

 
О школе
Обучение
Сервисы
Форма входа
Из фотоальбома

Родителям о здоровом питании

Рекомендации подготовлены на основе материалов, выполненных по заказу Минобрнауки России в рамках реализации мероприятия "Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 г. (руководитель проекта - Синягина Н.Ю., директор ФГБНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи").

Лекции для родителей младших школьников

Лекции для родителей подростков

Лекции для родителей старшеклассников


Анкета для родителей "Питание Вашего ребенка"

Ответы на анкету


Формирование культуры здорового питания обучающихся
Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

Здоровое питание - важный фактор нормального развития и здоровья детей

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребёнок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма наряду, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Школьный период можно условно разделить на три возрастные группы - 7-11 лет, 11-14 лет, 14-18 лет.
Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которые, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей младшего и среднего школьного возраста даны в Таблице 1. Одна из важнейших составляющих пищи - белок. Недостаток белка, а тем более белковое голодание приводит к отставанию роста, нарушениям не только физического, но и умственного развития, снижению сопротивляемости болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. В период роста особенно велика потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Недостаток жидкости в ежедневном рационе (около 2 литров в сутки) может привести к нарушению терморегуляции и процесса пищеварения, вызвать плохое самочувствие, которое у детей часто проявляется в виде расторможенности, невозможности сосредоточиться. Постоянный дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени. Регулярный приём пищи (примерно через каждые 4-5 часов) также является важнейшей составляющей правильного питания, так как способствует её наилучшему усвоению. Для учащегося начальной школы необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и других нагрузок. Но в любом случае важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.

Таблица 1. Типовой режим питания школьников

Завтрак (дома) 7.30-8.00 (8.00-8.30)
Второй завтрак в школе 10.30-11.00 (11.00-11.30)
Обед (в школе или дома) 13.30-14.00 (14.00-14.30)
Полдник (в школе или дома) 16.00-16.30 (16.30-17.00)
Ужин (дома) 19.00-19.30 (19.30-20.00)

Завтрак и ужин (1-й и 5-й приемы пищи) должны составлять по 25% от суточной калорийности. Если ребёнок занимается в первую смену, то в 11.30-12.00 ч., во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15% от суточной калорийности), а обед - дома в 15.30-16.00 ч. (35% от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12.30-13.00 ч., а в 16.00 ч. - полдник в школе.

Питание детей подросткового возраста имеет свои особенности. В средней школе начинается половое созревание, которому предшествует препубертатный скачок роста. С началом полового созревания потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками (Таблицы 2, 3). При организации рациона питания обучающихся, воспитанников средней школы необходимо учитывать физические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте. Достаточное поступление белков, необходимых для формирования новых структурных компонентов организма приобретает особое значение. Именно поэтому недостаток или даже полное исключение из рациона питания белковой пищи (что происходит в том случае, когда подростки, желая следовать модным стандартам, используют различные диеты), отражается не только на самочувствии, но может привести к нарушению естественного хода развития. Важное значение имеет и присутствие в рационе питания продуктов - источников кальция, необходимого для нормального роста и развития костной ткани. Недостаток кальция приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. Естественным источником кальция являются молоко и кисломолочные продукты. В связи с увеличением объема крови и мышечной массы значительно увеличивается потребность организма подростков в железе (железосодержащие продукты - мясо, гречка, гранаты и т.д.). Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии. Алиментарно-зависимые болезни, которые зависят от питания человека, - анемия; болезни органов пищеварения; желчного пузыря и водящих путей; поджелудочной железы; эндокринной системы тиреотоксикоз (гипотиреиз), расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение). Анализ и обобщение данных о заболеваемости, в том числе алиментарно-зависимых, может осуществлять школьный врач совместно с участковыми врачами поликлиник, в которые обращаются обучающиеся, воспитанники школ.

Таблица 2. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков разного возраста

Наименование пищевых веществ Потребность в пищевых веществах
7-10 лет 11-14 лет 14-18 лет
мальчики девочки юноши девушки
Белки (г) 63 75 69 87 75
Жиры (г) 70 83 77 97 83
Углеводы (г) 305 363 334 421 363
Энергетическая ценность (ккал) 2100 2500 2300 2900 2500
Витамин С (мг) 60 70 60 90 70
Витамин В1 (мг) 1,1 1,3 1,3 1,5 1,3
Витамин В2 (мг) 1,2 1,5 1,5 1,8 1,5
Витамин В6 (мг) 1,5 1,7 1,6 2,0 1,6
Ниацин (мг) 15 18 18 20 18
Витамин В12 (мкг) 2 3 3 3 3
Фолаты (мкг) 200 300-400 300-400 400 400
Пантотеновая кислота (мг) 3 3,5 3,5 5,0 4,0
Биотин (мкг) 20 25 25 50 50
Витамин А (мг рет.экв) 700 1000 800 1000 800
Витамин Е (мг ток.экв) 10 12 12 15 15
Витамин D (мкг) 10 10 10 10 10
Витамин К (мкг) 60 80 70 120 100
Минеральные вещества
Кальций (мг) 1100 1200 1200 1200 1200
Фосфор (мг) 1100 1200 1200 1200 1200
Магний (мг) 250 300 300 400 400
Калий (мг) 900 1500 1500 2500 2500
Натрий (мг) 1000 1100 1100 1300 1300
Хлориды (мг) 1700 1900 1900 2300 2300
Железо (мг) 12 12 15 15 18
Цинк (мг) 10 12 12 12 12
Йод (мг) 0,12 0,13 0,15 0,15 0,15
Медь (мг) 0,7 0,8 0,8 1,1 1,1
Селен (мг) 0,03 0,04 0,04 0,05 0,05
Хром (мкг) 15 25 25 35 35
Фтор (мг) 3 4 4 4 4

Таблица 3. Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений

Наименование продуктов Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся, воспитанников
в г, мл, брутто в г, мл, нетто
7-10 лет 11-18 лет 7-10 лет 11-18 лет
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) 80 120 80 120
Хлеб пшеничный 150 200 150 200
Мука пшеничная 15 20 15 20
Крупы, бобовые 45 50 45 50
Макаронные изделия 15 20 15 20
Картофель 220 220 165 165
Овощи свежие, зелень 350 400 280 320
Фрукты (плоды) свежие 200 200 185 185
1Фрукты сухие, в т.ч. шиповник1 15 20 15 20
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные 200 200 200 200
Мясо 1 категории 65 (80) 71,5 (88) 59 65
Цыплята (куры) 1 категории 32 (41) 45 (58) 28 40
Рыба-филе 42 60 39,5 56
Колбасные изделия 10 15 9,8 14,7
Молоко (2,5% и 3,2% жирности) 300 300 300 300
Кисломолочные продукты (2,5% и 3,2% жирности) 150 180 150 180
Творог (не более 9% жирности) 40 50 40 50
Сыр 8 12 7,5 11,8
Сметана (не более 15% жирн.) 10 10 10 10
Масло сливочное 30 35 30 35
Масло растительное 15 18 15 18
Яйцо диетическое 0,6 шт. 0,6 шт.    
Сахар 40 45 40 45
Кондитерские изделия 10 15 10 15
Чай 0,4 0,4 0,4 0,4
Какао 1,2 1,2 1,2 1,2
Дрожжи хлебопекарные 1 2 1 2
Соль 5 7 5 7

Категории раздела
Воспитательная работа [263]
Воспитательные мероприятия, проводимые в школе
Учебная деятельность [58]
Объявления [205]
Наши достижения [149]
Достижения учащихся и учителей школы
Библиотека [3]
Новости из библиотеки
Начальная школа [41]
Новости начальной школы
Конкурсы [19]
Методическая служба [60]
Внеурочная деятельность [21]
Тумановская ООШ [33]
Светловская СОШ [30]
Поиск
Архив материалов
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Министерство просвещения Российской Федерации   Официальная Россия   Интернет портал Прошколу.ру   Всероссийский Интернет-педсовет   Сайт Информация об учреждениях профессионального образования Алтайского края